test

14 июня 2012 г.

Навеянное предыдущим постом...

Я отправляюсь в очередное путешествие, а это значит, что я снова возвращаюсь к мысли, которая посетила меня  во время просмотра документального фильма про Титаник. Меня поразил уровень жизни пассажиров. Не обязательно первого класса. Богатые всегда жили хорошо. Я обратила внимание на второй и третий классы. Авторы фильма рассказывали про социальные различаи, указывали на скромные удобства этих кают по сравнению с первым классом. Зритель должен был проникнуться к униженному и окарблённому положению низших слоёв. Меня не отпускала мысль, что дело-то было в 1912 году. Мне показалось удивительным, что в то далёкое время люди скромного достатка могли себе позволить отправиться через моря. (Они, разумеется, не были нищими, но до богатых им тоже далеко было)

Моё представление о быте в те годы складывалось из жизниописания моих дедушки и бабушки, которым в тот год было 5 и 4 года соответственно. Они жили на соседствующих хуторах где-то на задворках Харьковской губернии без каких-либо намёков на блага цивилизации (колодец, телега и прочите сельские атрибуты не в счёт). Об удобствах в каюте второго и третьего класса Титаника они могли только мечтать. Их родители и Харькова-то не видели, не говоря уже о том, чтобы отправиться за моря в поисках лучшей жизни, в путешествие или навестить знакомых. Они не были бедны. Они были обычными крестьянами в Российской Империи. Таких было много. Жизнь приходила на фоне непрекращающегося физического труда в земле и со скотом. Мне почему-то казалось, что так убого и примитивно (в бытовом плане) жили все за исключением привилегированной прослойки. Пассажиры же Титаника могли путешествовать, переселяться с континента на континент... Им, конечно, трагически не повезло, но речь сейчас не о том. Ведь Титаник был не единственным лайнером, рассекающим моря и океаны. Были другие корабли и более везучие пассажиры. Конечно, жизнь тех людей не обязательно была лёгкой, но каково это было иметь такие возможности на фоне тех, кто отрывался от земли только на покушать и поспать, которые по сути были рабами своего положения? Понимали ли они своё счастье?
Задумываясь над этими вопросами, я ловлю себя на мысли, что жизнь в принципе мало чем изменилась. У меня есть возможности, которых не было ни у моих родителей, ни тем более у бабушек с дедушками. Подобно пассажирам Титаника в 1912 году, я могу купить билет и свободно отправиться, куда пожелаю. В некоторые направления мне придётся подкопить, потому что я не миллионер, но это вопрос времени. На фоне бабушки с дедушкой уровень моей жизни достиг невероятных высот, но не все могут этим похвастаться. В мире полно людей, живущих за гранью бедности. На той же Украине и других территориях Российской Империи всё еще имеет место натуральное хозяйство, при котором уровень жизни лишь немногим отличается от того, что видели мои бабушки с дедушками в 1912. Да и в Латвии, которую вроде бы в ЕС приняли, часть населения еле концы с концами сводит. Я молчу о странах третьего мира... Перечислять можно долго. Понимаю ли я своё счастье? Ценю ли то, что у меня есть? Не всегда. В Дании у большинства отпуск отождествляется с путешествием. Здесь не спрашивают, что ты планируешь делать в отпуске. В место этого интересуются, куда ты поедешь. На летние каникулы принято уезжать на юга. Зимой многие устремляются в горы на лыжные курорты. Люди в возрасте предпочитают греть кости в Тайланде. Путешествия становятся частью быта, в котором принимаешь участие на автомате: встал, умылся, позавтракал, сбегал на лекции во вторник, в пятницу закупил продуктов на неделю, помыл полы в субботу, съездил на море в июле... Трудно ценить вещи, которые повторяются изо дня в день, из года в год. Но я никогда не забываю, что мне повезло гораздно больше, чем некоторым. Меня радуют все наши поездки, даже когда теряется богаж или попадается плохая гостиница. Это такие мелочи. Главное, что я свободна! У меня есть возможность окунуться в совсем другую атмосферу, увидеть мир, который мои предки не могли себе представить, оценить его красоту. Дома меня не ждёт вагон и маленькая тележка работы по хозяйству. Мне не приходится надрываться, чтобы обеспечить себе существование. Я работаю восемь часов в день в чистом, тёплом, или прохладном (в зависимости от времени года) офисе несколько месяцев, чтобы потом плотненько набить свой чемодан приятной ерундой и укатить в красивое место наслаждаться жизнью. Но расслабиться до конца не получается. Я думаю о жизни моих бабушек и дедушек, о тех, кто лишён моих возможностей. Мне грустно от того, что я не могу поделиться своим счастьем с другими. Почему судьба не одаривает всех одинаково? Как-то неудобно за свои блага перед теми, кто этого не имеет...

1 комментарий:

  1. И не говори... Мне тоже грех на что жаловаться, у меня есть много возможностей. В отличие от некоторых (((

    ОтветитьУдалить